Совет Федерации вновь взглянет на терминалы.

25 мая 2009

Госдума на заседании в пятницу приняла в редакции согласительной комиссии закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и поправки в ряд законодательных актов РФ. В процессе обсуждения Совет Федерации (СФ) отказался от прежних требований по кардинальному изменению законопроекта. В результате документ претерпел лишь небольшие правки, не влияющие на его суть. СФ рассмотрит обновленный законопроект на заседании 27 мая.

Законопроект и сопутствующие поправки позволяют осуществлять операции по приему платежей не только поставщикам услуг, но и операторам, их платежным агентам и субагентам. Госдума приняла в третьем чтении законопроект 25 марта этого года, после чего он был направлен на одобрение в СФ. 1 апреля СФ отклонил документ, отметив, что он противоречит Гражданскому кодексу и повышает возможности для коррупционной деятельности. Кроме того, члены СФ предложили внести поправки, которые меняют саму концепцию документа. Госдума же решила преодолеть вето СФ, наложенное на законопроект. В этом случае документ, в принятой Госдумой редакции, отправился бы сразу на подписание президенту. Тогда СФ настоял на создании согласительной комиссии, которая должна была доработать документ так, чтобы он устроил обе стороны.

Работа этой комиссии переносилась три раза, потому что, как отмечает председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) Борис Ким, представители СФ не могли сформировать свою позицию. В результате в пятницу, 22 мая, Госдума приняла законопроект и ряд сопутствующих поправок в законодательные акты с незначительными изменениями. "Были внесены два незначительных изменения, - комментирует Борис Ким. ? Во-первых, сделаны послабления банкам: при определенных условиях терминалы не надо оснащать контрольно-кассовой техникой (если терминал находится в собственности агента и т.д.), во-вторых, предусмотрено открытие специального банковского счета для агентов, куда будет вноситься вся выручка, чтобы разграничить денежные потоки. Это непринципиальные изменения, они мало что меняют".

От ранее выдвинутых требований по изменению законопроекта СФ отказался. "С одной стороны, на решение СФ влияло банковское лобби, - уверен член Общественной палаты РФ Петр Шелищ. ? Но вмешались и другие органы власти, которые особенно сейчас, в условиях сложной экономической ситуации, заинтересованы, чтобы в этой сфере не возникало конфликтов. В результате все подошло к верному финалу". Таким образом, формально вето Совета Федерации не было преодолено: согласительная комиссия внесла изменения в документы. Принятый Госдумой законопроект вновь направлен в СФ, который 27 мая рассмотрит документ. "Теоретически у Совета Федерации есть возможность не согласиться, но практически, думаю, она не будет реализована, т.к. ситуация в таком случае будет похожа на фарс", - подытожил Борис Ким.

Право платежных агентов заключать договоры приема платежей непосредственно с поставщиком услуг было законно и ранее. Но в 2007 г. году из-за изменений в банковском законодательстве, предусматривающих появление банковско-агентской модели, и указания Банка России стало возможным расширительное толкование закона "О банках и банковской деятельности". Чтобы узаконить агентскую модель, в 2008 г. министр финансов Алексей Кудрин собрал рабочую группу, разработавшую ряд законопроектов, которые Госдума приняла в первом чтении 1 октября 2008 г. Ко второму чтению в законопроект было внесено несколько новых положений. Например, расширен спектр платежей, осуществляемых через платежные терминалы. Согласно законопроекту, через терминал можно будет оплатить штрафы, государственные услуги, а также осуществить коммунальные платежи. Кроме того, согласно изменениям, оператор по приему платежей может принимать платежи только после того, как встанет на учет в Росфинмониторинге. Платежным субагентам запрещено принимать платежи, требующие проведения идентификации клиентов. Изменения коснулись и закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма": освобождены от идентификации все платежи до 15 тыс. руб.

Источник: ComNews.