(383) 213-76-46

e-mail: info@top-pay.ru
 

Дума одобрила "отредактированные" законы о платежных терминалах.

22 мая 2009

Государственная дума одобрила законы о платежных терминалах в редакции согласительной комиссии. Поправки внесены в законы "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". Как сообщил сегодня на пленарном заседании председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник, в ходе работы комиссии депутатам и сенаторам удалось согласовать все позиции.

Поправка в положение об исполнении обязательств оператора по приему платежей предполагает страхование риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по расчетам с поставщиками. Кроме того, правительство РФ вправе установить перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физлиц. Поправки также предполагают, что платежный субагент не вправе привлекать других лиц для приема платежей. Уточняются условия запрета деятельности юрлица или индивидуального предпринимателя по приему денежных средств от физических лиц.

Представляя законы, председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник ("Единая Россия"), в частности отметил, что ввиду опасений Совета Федерации по поводу необходимости увеличения объема наличного денежного оборота между платежными агентами, было поддержано предложение о необходимости использования платежным агентом отдельного банковского счета для осуществления расчетов.

Согласно новому закону платежный агент при приеме платежей обязан использовать отдельный банковский счет и сдавать в банк наличные средства, полученные от плательщиков.

В ходе работы согласительной комиссии мнения сенаторов и депутатов Госдумы разошлись по ряду позиций. Так, сенаторы настаивали на том, чтобы платежный агент страховал риск своей гражданской ответственности за неисполнение обязанностей по осуществлению расчетов с поставщиком. По мнению комитета Госдумы по финансовому рынку, введение этого требования противоречит принципу свободы договора между хозяйствующими субъектами. Кроме того, депутаты считают, что принятие такой меры приведет к значительным издержкам, в том числе субъектов малого предпринимательства, задействованных в этой сфере.

Также сенаторы подготовили поправку о лицензировании деятельности платежного агента. Но решено было не лицензировать деятельность платежного агента, так как это противоречило бы общей логике проводимой правительством политики по сокращению перечня видов лицензируемой деятельности, депутаты Госдумы настаивают на том, что вносить такую поправку в законопроект нельзя.

Сенаторы также предложили внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), касающиеся установления административной ответственности платежных агентов за нарушение законодательства. В профильном комитете Госдумы посчитали такую меру нецелесообразной, так как правонарушения в сфере приема платежей физлиц уже охватываются КоАП и Уголовным кодексом.

В законе прописано положение о том, что кредитные организации, применяющие платежные терминалы и банкоматы, обязаны ежедневно вести бухгалтерский учет, применять исправные терминалы и банкоматы.

Несоблюдение оператором требований данного закона является основанием для расторжения поставщиком с ним договора.

Напомним, законы были приняты Госдумой 25 марта и отклонены Советом Федерации 1 апреля 2009г. Сенаторы направили в Госдуму свои поправки и предложили создать согласительную комиссию. В состав комиссии со стороны Госдумы были избраны В.Резник, председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский, заместитель председателя банковского комитета Лиана Пепеляева и члены комитета Денис Волчек и Юрий Исаев. Сопредседателем комиссии стал В.Резник.

Согласно принятому Госдумой закону, оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика принимать от физического лица денежные средства в целях исполнения им обязательств перед поставщиком товаров или услуг на основании заключенного с поставщиком договора. При этом оператор обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в соответствии с законодательством РФ, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или индивидуального предпринимателя. Оператор также вправе заключить договор по приему денежных средств с субагентов.

Устанавливаются специальные требования к платежным терминалам: в качестве одного из условий определяется обязательность использования контрольно-кассовой техники, устанавливаются требования к кассовому аппарату и чеку.

Источник: http://www.rbc.ru и http://www.regnum.ru